Типов цивилизаций, по большому счёту, всего два: «ироическая» и торгашеская. Куда девать мусульманскую и христианскую? А всё туда же, это всего лишь нюансы. Если приправить борщ, помимо соли и чёрного перца, также имбирём, мускатным орехом и гвоздикой, он от этого не станет ухой или крем-супом из порея, так борщом и останется. Саудовцы, скажем, вполне мусульмане, но торгаши, а японские буддо-синтоисты больше к иройствованию тяготели, пока им американские потомственные лавочники мозги на место не поставили с применением едрёного батона.
Естественно, в странах ироической цивилизации присутствуют торговцы и ремесленники, а в странах цивилизации торгашеской есть профессиональные военные. И дело даже не в том, кто занимает формальную руководящую позицию: коммерческим государством США правили и Вашингтон, и Грант, и Эйзенхауэр, обладавшие заслуженными генеральскими званиями, но от этого оно в Спарту не трансформировалось, а Гитлер, попытавшийся превратить немцев в сплошных Зигфридов и валькирий, по большому счёту, человек сугубо штатский, хотя и участник двух мировых войн, и военные профессионалы, надо заметить, терпеть его не могли (даже попытались высказать своё «фи» в августе 1944 года), поскольку будучи потомственным штафиркой, он не мог понять, что отступают не только из трусости, но и для более выигрышной перегруппировки войск в целях нанесения поражения противнику, и что наступать надо не всякий раз, когда есть тактическая возможность: иной раз подобная резвость наказывается котлом и сопутствующими ему киздюлями (кто не верит, пусть спросит у Паулюса).
читать дальшеДело в целеполагании. У торгашеского государства оно просто, как мычание: добиться благосостояния. Не равного у всех, понятно, что у крупных буржуев оно будет большим, чем у мелких, а у работников — ещё ниже. Но всё же, возможности покупать должны быть у всех: иначе как что-то продать, если у покупателей в кошельке фуй ночевал? Для этой цели населению предоставляются разные допустимые свободы (это тоже способствует успеху торговли: скажем, если дозволен секс ради удовольствия, то образуется многомиллиардный рынок порнографии, полиграфической и на электронных носителях, резиновых баб и силиконовых дрынов, а также увеличиваются продажи виагры), развиваются науки и ремёсла (в наши дни это называют технологиями, но суть одна — прикладное применение свойств окружающего мира для извлечения пользы), и даже вкладываются средства в оборону, поскольку здравый смысл подсказывает, что если шибко хорошо жить, то каким-нибудь буйным халявщикам захочется всё отжать. Причём, оборонные технологии поелику возможно дистанционные и «безлюдные», подразумевающие минимум потерь у своих вояк: в торгашеском государстве деньги любят счёт, и нередко вояка, которому оторвало голову или даже всего лишь головку, обходится казне дороже живого и невредимого (страх**вые компании всё, что положено в таком случае, оплатят потерпевшему или его наследникам и неизбежно повысят премию, а страхуют вояк за счёт казны).
А как же с идеалами? Есть и этот товар. Применяется в политтехнологических целях, для модулирования поведения той части собственного населения, которая в силу лёгкого врождённого или благоприобретённого слабоумия не в состоянии понять рациональные аргументы в пользу того, что вести себя надо хорошо, и что работать лучше, чем груши околачивать.
В иройском государстве на первое место ставятся именно идеалы, причём чем абсурднее, тем лучше. Лучше всего такие, суть которых не понять ни после ста граммов, ни даже после целой литры. Но если всё же разобраться, то сущность их такова: у нас есть особливый душок, которого нет ни у кого более, поэтому мы — поголовно д'Артаньяны, а все остальные — педерастические геи. Надо заметить, что это тоже политтехнологии, отвлекающие население от того, что генералы и адмиралы большую часть национального богатства перенаправляют в собственный карман.
Технология добычи материальных благ тоже достаточно простая: набигают и грабят корованы (если повезёт, то и быканы, свиньяны и овцаны), принадлежащие торгашам. При этом, о благосостоянии низших слоёв населения не заботятся не только из жадности или пренебрежения, но и по идейным соображениям: пушечное мясо должно быть поджарым, и ему должно быть нечего терять. Если разжиреет и пристрастится к удовольствиям, то может не захотеть набигать: ему и без того хорошо, а в ходе набигания можно стать нечаянно или целенаправленно разукомплектованным. А если жизнь скудная из-за плохого материального обеспечения и скучная из-за миллионов табу (основанных на уже упоминавшихся нев**бенно непонятных идеалах, объявленных основой идентичности), то набиг даёт шансы как на обогащение, так и на хоть какое-то развлечение. А риск лишиться жизни? Да и йух-то бы с ним — разве это жизнь?
Теперь о сценариях взаимодействия иройской и торгашеской цивилизации. Их несколько.
Первый: ироям удаётся разгромить торгашей и отнять у них все красивые и вкусные ништяки. Но поскольку управлять этим всем так, чтобы оно приумножалось, они не умеют, то отжатое быстро про**ывается и наступает голод. Причём, уничтожив торгашей, ирои лишаются и корованов — их просто некому отправлять. Тогда охреневшее от голодухи пушечное мясо вырезает в начале своих генералов, а потом друг друга.
Или, если повезёт и найдётся рационально мыслящий лидер, то эволюционируют в сторону торгашеской цивилизации. Правда, медленно и с огромными потерями в пути. Так, примерно, развивалась Европа после того, как варвары приделали «обмещанившуюся» Римскую империю: тот самый западноевропейский буржуа, немец, француз или итальянец, благодушество которого вызывало приступ острого метеоризма у Константина Леонтьева — прямой потомок всяких Зигфридов, Арминиев и прочих Аттил с Гензерихами, которые предпочитали не работать или торговать, а грабить и резать.
Вариант второй: ирои захватывают торгашей и начинают паразитировать на их цивилизации. «Дурной» (с точки зрения «идеалов») пример заразителен: культура покорённых выше, и скорее они ассимилируют захватчиков, чем наоборот. Результат абсолютно тот же, что и в первом случае.
Третий вариант: торгаши разработали технологию, умножающую на нуль весь эффект высокого боевого душка ироев и мочат их на расстоянии, превышающем радиус действия не только меча, но и копья. И тогда ирои либо про**ывают набиг, либо понимают, что им ничего не светит и отказываются набигать. Итог — голодуха. Какое-то время можно протянуть на подножном корме, у Албании при Энвере Ходже это получалось. Но потом наступает либо всеобщая резня с самоумножением на тот же нуль, либо трансформация в нормальное торгашеское общество.
Допустим, ироям повезло: у них вдруг обнаруживаются богатые месторождения селёдки пряного помола. Они набигают на каких-нибудь слабых дикарей, обращают их в рабство (потому что настоящим ироям работать западло — как в той же Спарте), начинают эти месторождения разрабатывать силами рабов, вооружённых кирками и рыболовными сетями, продают селёдку торгашам и получают некоторое количество ништяков. Проблема в том, что организованная производственная деятельность в обществе, на это не заточенном, порождает такую штуку, как коррупция, и она растёт с экспоненциальной скоростью. И тогда перестают работать иройские политтехнологии с идеалами: даже самому тупому из ироических олигофренов становится понятным, что вожди ведут совершенно торгашеский образ жизни (вопреки тому, что декларируют они сами и прикормленные ими жрецы Вельзевула), тогда как им, героям Трафальгара, Гавгамел, Крита и Нарвика не хватает даже на опохмел стекломоем. Итог всё тот же: трансформация в торгашеское общество с большой кровью или без оной (если вожди так разжиреют на доходах от продажи селёдки, что утратят способности к сопротивлению).
И вариант четвёртый: торгаши действуют превентивно и выжигают ироев до того, как они осуществили очередной набиг. Не со зла, а руководствуясь сугубо прагматическими соображениями: торговля и производство любят покой и порядок, а эта чумазая публика их постоянно нарушает и иначе жить не может. Просто гигиена, ничего личного. Энтшульдигунг, джентльмены и мадамы, вам полярный лисичк, ибо за**али в доску своей простотой.
Когда распадутся короткоживующие и поэтому слишком сильно фонящие изотопы, место прежнего жительства ироев станет национальным парком: торгаши и мещане завезут синтетическую землю, посадят развесистую ГМО-герань (ну какой мещанин или купчина без герани?), на ветки повесят электронные клетки с виртуальными канарейками и будут назло К.Леонтьеву благодушествовать индивидуально и коллективно в её сени, выдувая за визит по паре самоваров купеческого чая вприкуску.